рок антология
главная | каталог | музыка из архива студии КОЛОКОЛ | рок-новости | о проекте | анимация и сайты

Группа "Второе Дыхание"
Группа "Рубиновая Атака"
Группа "Удачное Приобретение "
Главная страница

ГРУППА "РУБИНОВАЯ АТАКА"

Рубиновая атака Рубиновая атака Рацкевич


"Рубиновая Атака" - группа, исполнявшая жесткий ритм-энд-блюз и все 70-е году стабильно державшая первое место в рейтинге популярности столичных англоязычных рок-коллективов.
В основании истории "Рубиновой Атаки" лежит группа "The Saints" ("Святые"), которую в 1967 году в подвале ЖЭКа на Петровско-Разумовской улице организовали Евгений Авилов (бас), Александр Меншагин (барабаны), Юрий Водопьянов (вокал), Владимир Рацкевич (гитара) и Алексей Тегин (гитара). Группа исполняла произведения из репертуара "The Shadows", "The Ventures", "The Beatles", "The Monkees" и др.
В 1968 году Владимир Рацкевич (гитара) и Алексей Тегин (гитара) собрали собственную группу - "Рубины". Кроме них в состав вошли Сергей "Баски" Лешенко (бас, вокал) и Александр Самойлов (барабаны). Первый концерт новой группы состоялся зимой 1967 года на репетиционной базе, в актовом зале Института физики земли им. О.Ю. Шмидта после торжественного заседания. "Рубины" исполняли инструментальные обработки "Битлз" и "Шедоуз". На следующий после концерта день заведующий залом вызвал к себе музыкантов и заявил: "Такой джаз нас не устраивает. Нам нужен настоящий танцевальный оркестр". После этого "Рубинам" пришлось искать новую репетиционную базу.
После того, как в 1969 году группу покинул Тегин, "Рубины" ради усиления названия были переименованы в "Рубиновую Атаку". Зато запел Баски и у группы появился голос, ведь раньше и "Святые", и "Рубины" исполняли исключительно инструментальные композиции. Но репертуар группы по-прежнему составляли только англоязычные песни, так как по мнению Рацкевича "рок-музыка должна исполняться на языке оригинала".

Сергей "Баски" Лешенко Рубиновая атака


Летом 1972 года, когда Лешенко и Самойлов уехали отдыхать на юг, Рацкевичу захотелось поиграть жесткое буги (дух Вудстока был тогда силен в Москве) и он позвал для этого ритм-секцию из группы "Садко", базировавшейся вместе с "Атакой", т.е. - Александра Зайцева (бас) и Сергея Шевелева (ударные), коллеги которых (Ситковецкий и Кельми) также свалили на море. Проект получил название "Високосное Лето", да так и остался, когда двое других музыкантов "Садко" вернулись в столицу, а Рацевич вновь присоединился к Лешенко и Самойлову. А 1973 году, после реорганизации, произошедшем в "Високосном Лете" Зайцев и Шевелев сменили в "Атаке" Самойлова и Лешенко. (Именно этот состав снят в знаменитом фильме, ставшем артефактом, "Шесть писем о бите".)

Рубины и РацкевичРубины и ЗайцевРубины и Зайцев

 

В 1976 году вновь меняется состав: с Рацкевичем теперь работают Илья Дубровский (вокал, бас) и Борис Панкратов (ударные). Группа меняет и стили, и имидж, пробуя себя то в жестком харде, то в глэме, многое из этого Рацкевич делает в Москве первым. Из-за постоянных преследований властей группа постоянно вынуждена поменять свое название, и на сцену выходит под именем "Цитадель". В 1980 году она стала называться "Теннис" (1980) - но это все равно Рацкелла.
В 1981 году происходит новая перемена состава, с Рацкевичем играют Андрей Туманов (бас, позже - "Альянс") и Сергей Сафонов (ударные, позже - "Альфа"). В 1982 году Рацкевич вернул группе старое название "Рубины", тем паче, что в составе вновь появился Баски. Третьим участником группы стал Александр Журавлев, игравший на клавишном агрегате "Casio", а четвертым - драмс-машинка. Этот состав стал победителем фестиваля в Долгопрудном в 1983 году.
В 1984 году Рацкевич вместе с клавишником Николаем Ширяевым собирает проект "Вектор", исполнявший танцевальную музыку в стиле брэйк-дэнс. На сцену вместе с музыкантами выходит танцевальная брэйк-дэнс-группа. В то время это считалось верхом крутизны. Разумеется, в конце 80-х Рацкевич двинулся дальше в толщу музыкальных экспериментов и вместе с клавишником Олегом Литвишко проник в сферу нью-эйджа и электронной музыки, где и находится по сей день.
В 1988 г. Рацкевич вместе с Шумовым создали объединение "Лава" для поддержки музыкантов, играющих "нестандартную музыку с радикальными элементами". В 1989 г. "Лава" инициировала на фирме "Мелодия" выпуск 4 пластинок с записями экспериментальной музыки, на которых вышли в свет композиции "Ночного Проспекта", "Союза композиторов" Василия Шумова и самого Рацкевича.
В том же 1989 году Сергей "Баски" Лешенко и Илья Дубровский возродили под лейблом "Рубиновой Атаки" концертный состав, исполняющий рок-н-рольные стандарты, - в него также вошли Сергей Шевелев ("Рубиновая Атака"-73, барабаны), и несколько молодых музыкантов - Котов Николай (ударные), Георгиев Александр (ритм-гитара), Пономарев Дмитрий (клавиши). "Жаль, что без меня!" - прокомментировал это событие Рацкевич.
В 1993 году Баски собрал группу "Juk box" в сотаве: Баски - вокал, гитара, Евгений Полянский - бас, Александр Карпет - гитара, Юрат Харуллин - клавиши, Алексей Сикорский (брат Александра Сикорского, руководителя старинной группы "Атланты") - барабаны. Впрочем, барабанщиков в "Juk box" сменилось довольно много, последним работал Николай Быков, выступающий сейчас в составе Рацкевича. Последний год Баски играл вдвоем с Евгением Полянским, пересевшего за клавиши. "Juk box" по-прежнему исполнял традиционную музыку и просуществовал до февраля 1997 года. Ныне Баски пишет музыку в экспериментальных жанрах.
То, что делает Рацкевич сегодня, можно назвать музыкальным фри-стайлом. Это сочетание совершенно разной музыки, от рок-н-роллов в электронной обработки и переработки классики до совершенно абстрактных форм. Рацкевич и Литвишко написали множество музыкальных заставок для программы "Взгляд" и Авторского телевидения.

 

Сергей "Баски" Лешенко Сергей ШевелевРубиновая АтакаЗайцев

 

Дискография Владимира Рацкевича:

1990 "Задача в общем виде" ("Мелодия") - LP
1991 "Квадрат спасения" ("Мелодия") - LP
1991 "Без дыхания" ("Мелодия", сборник) - LP
1992 "Сюита Т" (США) - CD
1995 "Живопись" (FeeLee) - CD
1996 Песни (FeeLee) - CD
1996 Siphilis (FeeLee) - CD
1996 Rock'mix'Roll (FeeLee) - CD
1997 Муха (FeeLee) - CD
1999 Хлорофилл (RoneEs) - CD
2000 33 оборота ("Союз") - CD
2002 Zoom-Ra (Экзотика) - CD


Гастрольные байки


Говорят, что 70-е годы были скучные и что ничего интересного у нас тогда не происходило. Да, конечно, мир в 70-е не испытывал потрясений, подобно тому, как это было в 60-е или в 80-е годы, но говорить, что у нас было скучно - не верно. Рок-сообщество - это был настоящий параллельный мир со своими традициями, языком, модой.
Если уйти со "Стрита", прошмыгнуть Красную площадь, перейти через Москва-реку и свернуть налево, то мы как раз выйдем на Раушскую набережную к ДК "Энергетик" - в начале 70-х там проходили все наиболее значимые концерты. Сейшны с участием "Рубиновой Атаки", "Второго Дыхания" или "Скоморохов" Александра Градского собирали столько народу, что, бывало, приходилось вызывать конную милицию, чтобы хоть как-то освободить от народа, от "пипла", если по-нашему, проезжую часть. Среди хиппи и вообще поклонников рока в 70-х годах даже ходила присказка: "Центр Москвы там, где сегодня рок-концерт". Однажды в ДК "Энергетик" должна была выступать группа "Рубиновая Атака". Перед концертом на танцах в фойе играла еще малоизвестная группа "Машина Времени", а должны были еще приехать какие-то артисты из театра им. Маяковского. Народу собралось страшное количество, все проходы были забиты задолго до начала сейшна, а еще больше было не попавших на концерт, которые толпились у входа в ДК. Администрация поспешно закрыла ворота, а это были массивные железные ворота, и в итоге артисты из театра им. Маяковского на концерт не попали - просто не смогли приблизиться ко входу в здание.
Публика собралась целиком рокерская, вела себя крайне раскованно, орала, свистела, танцевала, трясла хаером и всячески оттягивалась. Музыканты "Рубиновой Атаки" вырядились в какие-то шкуры, на Баски-Ляшенко были штаны из искусственного меха. Но после первых двух отыгранных группой вещей публика, оставшаяся на улице, выломала те железные ворота и ворвалась, сметая контроль, в ДК.
Владимир Рацкевич рассказывает: "Этот зал представлял собой партер, который разделяли два прохода. Не помню, был ли там бельэтаж. В фойе шли танцы, на которых играла начинающая тогда группа "Машина Времени". Народ потихонечку из этого фойе переместился в зал и заполнил все места. Погасили свет, мы вышли на сцену, раздались все эти жуткие приветствия, свист и крики. И начали мы играть какие-то пьесы, то ли "Дорз", то ли "Роллинг Стоунз". И видно было: два прохода. А на третьей композиции нашей энергичной музыки вдруг я увидел, как исчезли эти просветы между рядами, видимо, наступил тот момент, когда рухнули эти ворота на улице, и весь народ, который стоял на набережной, сюда просочился. Они поднялись на второй этаж и окончательно заполнили все пространство. И тут, конечно, началось нечто невообразимое!"
"Рубиновая Атака" продолжила концерт, а те артисты так и не выступили. И надолго у всех остался в памяти разгневанный Баски, кричащий в микрофон на дружинников: "Пока тех волосатых не пропустите, играть не будем!!!"
Надежда Аспанова, устроительница тех концертов вспоминает, что тем артистом, которого публика не пропустила в ДК "Энергетик", был сам Армен Джигарханян. Прижатый к железным воротам Дома культуры, он тогда спросил: "Кто же эти молодые люди, что собирают публики больше, чем я?!" Это была "Рубиновая Атака": Владимир Рацкевич, Сергей "Баски" Ляшенко, Александр Самойлов...     

Автор текста: Владимир Марочкин
Все фото: Александр Агеев

Сайт Владимира Марочкина  http://marochkin.livejuornal.com

 
 

 

© 2003-2016 ROCKANET, дизайн: Марина Павлова, содержание: Александр Агеев
 
Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов